Услуги физическим лицам
Услуги юридическим лицам
Пять последствий проживания без регистрации
Пять последствий проживания без регистрации
Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регламентировано, что в случае, если гражданин проживает в помещении более 90 дней, он обязан в нём зарегистрироваться по месту пребывания (временная регистрация). Сниматься с регистрационного учёта по старому месту жительства, при этом, гражданин не обязан.
Исключение составляет случай, если временное помещение находится в том же субъекте РФ, в котором находится и постоянное помещение.
Данное правило закреплено в ст. 5 указанного выше Закона.
Но что грозит тем, кто не зарегистрировался по временному адресу и не проживает по постоянному месту прописки?
Давайте рассмотрим:
За нарушение правил регистрации гражданина, в том числе проживание без регистрации, предусмотрена ответственность по ст. 19.15.2 КоАП РФ в виде штрафа: для проживающих - от 2000 до 3000 рублей; для собственников (или нанимателей) жилого помещения, в котором нарушитель проживает - от 2000 до 5000 рублей.
Для Москвичей и Петербуржцев размеры штрафа увеличены: от 3000 до 5000 рублей и от 5000 до 7000 рублей соответственно.
Граждане освобождаются от штрафа, если докажут, что являются близкими родственниками собственника (или нанимателя) жилого помещения, в котором проживают. К близким родственникам относятся: супруги, дети, супруги детей, родители, супруги родителей, бабушки/дедушки, внуки.
Принудительное снятие с регистрационного учета по адресу постоянной прописки
И сразу отвечаю на самый часто задаваемый вопрос «Неужели можно выписать из квартиры в никуда?» - Да, можно!
Данное право регламентировано ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Не проживающий по адресу регистрации гражданин может быть признан в судебном порядке утратившим право пользования жилым помещением. Данное признание является основанием для снятия этого гражданина с регистрационного учёта. Для суда выезд гражданина с постоянного места жительства выглядит как добровольный отказ от права пользования жильём.
Распространены случаи, когда человек узнал о том, что является лицом без определенного места жительства только спустя несколько лет.
Более подробно о том, как выписать человека без его согласия можно прочитать в статьях: Как выписать человека из квартиры, которая находится в собственности, Как выписать человека из муниципальной квартиры.
Снятие с регистрационного учета в муниципальных квартирах зачастую необходимо, чтобы приватизировать жилье. К сожалению, некоторые граждане недобросовестно пользуются своими правами, и зачастую осознанно снимают родственников с учета через суд специально, чтобы лишить его доли в квартире, даже если выезд человека носил временный или вынужденный характер (например, санаторно-курортное длительное лечение).
Обязанность оплачивать жилое помещение и коммунальные услуги закреплена жилищным законодательством. Все зарегистрированные в муниципальном жилье лица должны оплачивать ЖКУ, а в случае частной собственности - все собственники.
Если гражданин фактически по адресу регистрации (или в квартире в собственности) не проживает, это не освобождает его от обязанности нести данное бремя расходов.
Однако и по адресу временного проживания также могут обязать платить за ЖКУ, на том основании, что лицо фактически пользуется предоставляемыми коммунальными услугами. И в соответствии с жилищным законодательством, и Законом "О защите прав потребителей", лицо, воспользовавшееся услугами, обязано их оплатить, включая ЖКУ. Проживание, даже без регистрации, относится к такому типу услуг.
Сотрудники управляющей организации вправе составить акт о фактическом проживании и производить доначисления, но только в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учёта!
При этом, УК обязана «донести» о приживальщике в органы миграции, что повлечет за собой ответственность по первому пункту данной статьи.
Неполучение официальной корреспонденции
При этом, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По общим правилам, официальные извещения (требования, уведомления, повестки) все госорганы обязаны направлять по адресу постоянной регистрации адресата, или же временной регистрации, в случае если у госоргана имеются о таковой сведения. И гражданин обязан получать данные уведомления именно по адресу регистрации. Как указывается выше, если гражданин не получил сообщение из-за того, что фактически живёт по другому адресу (но без регистрации), оно всё равно считается ему доставленным.
Распространены случаи, когда в отношении гражданина вынесен, например, судебный приказ, направленный ему по адресу регистрации. А гражданин по месту прописки не живёт, и, как следствие, узнает о судебном приказе, только когда пристав или банк приступили к списанию денежных средств с его банковского счёта. Так установленный законом срок для подачи возражений на судебный приказ гражданином пропущен, и без доказательств уважительности причин неполучения судебного приказа по адресу регистрации, суд ему данный срок не восстановит.
По данным вопросам есть отдельное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве».
Также гражданин может не получить уведомление о каком-нибудь штрафе, что повлечет на него возложение того же штрафа в двойном размере в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ за несвоевременную уплату.
Следовательно, проживание без регистрации по другому адресу влечет и иные гражданско-правовые последствия, включая личные интересы в судебной системе.
Потеря льгот
В связи с фактическим не проживанием по адресу регистрации, если по этому же адресу на семью или человека были оформлены льготы, они могут быть сняты.
Например, в соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов», льготы на оплату ЖКУ предоставляются по адресу фактического места жительства льготника. Аналогичное указание содержится в ФЗ «О ветеранах».
Однако под фактически местом жительства законодатель понимает только либо постоянную регистрацию, либо временную.
Следовательно, если льготник не проживает по адресу регистрации, и соцзащита населения об этом узнает, он может лишиться всех причитающихся ему льгот.