+7 966 172-22-66
Перезвоните мне
info@myhelp4you.ru

Споры в сфере госконтрактов: контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013).

1. Нарушение одной из сторон госконтракта срока исполнения.

Как установлено п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, изменение условий госконтракта, в том числе, в части сроков выполнения работы (оказания услуги) не допускается.

Данное правило закрепляет равенство участников аукциона при размещении заказа и обеспечивает свободную конкуренцию в целях эффективного использования бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае заключения сторонами госконтракта дополнительных соглашений к контракту, предусматривающему изменение сроков исполнения, такое соглашение по основаниям ст. 168 ГК РФ и ст. 8, 32, 95 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, считается ничтожным.

Нарушение одной из сторон сроков государственного контракта допускается исключительно в случае, когда при несовершении заказчиком действий, установленных госконтрактом и/или законом, исполнитель не мог исполнить принятые на себя обязательства.

При таких обстоятельствах, исполнитель не может считаться просрочившим срок исполнения госконтракта, срок исполнения продлевается на соответтсвующий период просрочки, неустойка не начисляется и взысканию не подлежит.

2. Цена госконтракта.

Изменение цены госконтракта более чем на 10% - не допускается.

Все дополнительные соглашения, заключенные с целью изменения цены контракта более чем на 10% от первончально установленный цены, в силу положений ст. 168 ГК РФ и ст. ст. 8, 95 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, являются ничтожными.

Увеличение цены госконтракта, превышающее 10 %, допустимо исключительно в случае, когда невыполнение госконтракта грозит прочности и годности результата работы.

В случае, если существует доказанная вероятность риска для годности и прочности предмета госконтракта, стороны обязаны согласовать условия для оплаты и проведения дополнительных работ. Отказ по оплате дополнительных работ в таком случае свидетельствует о недобросовестном поведении и влечет нарушение п. 4 ст. 1 ГК РФ.

3. Односторонний отказ от исполнения госконтракта.

По общим правилам расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и при одностороннем отказе одной из сторон в соответствии с гражданским кодексом.

При этом, односторонний отказ от исполнения госконтракта допускается только в случае, если это предусмотрено самим контрактом (п. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Отсутствие в госконтракте какого-либо конкретного условия существенного нарушения обязательства не является основанием для отказа от одностороннего расторжения.

По смыслу положений Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 и ГК РФ, стороны госконтракта вправе конкретизировать и описать в тексте госконтракта существенные условия, однако не обязаны это делать. Расторжение в виду нарушения существенных условий госконтракта проходит по общим правилам ГК РФ.

Уведомление о расторжении госконтракта в одностороннем порядке.

Уведомление о расторжении госконтракта в одностороннем порядке направляется второй стороне договора при помощи любого средства связи и доставки.

Обязательно опубликование уведомления в общем доступе сети Интернет не требуется.

Кроме того, установлено, что адресат данного уведомления, получивший его, не вправе ссылаться на то, что уведомление направлялось неправильным средством связи и/или по неверному адресу (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25).

4. Переуступка прав по госконтракту.

Исполнение госконтракта в обязательном порядке происходит лично победителем публичных торгов в целях сохранения конкуренции (п. 7 ст. 448 ГК РФ), также п. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя).

Переуступка прав по госконтракту предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации только в части исполнения денежного обязательства, поскольку при заключении договора цессии переходит право требования уплаты задолженности, и не происходит замена стороны госконтракта, поскольку личность кредитора не имеет существенного значения для должника.

5. Ничтожность госконтракта.

По общим правилам, госконтракт, как и любой договор, нарушающий требования законодательства РФ, действующих на момент заключения договора (госконтракта), в частности положений Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, является ничтожным и не влечет для сторон никаких правовых последствий.

Любые действия, совершенные сторонами, в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, без непосредственного заключения самого госконтракта (конклюктивные действия), являются незаконными и не порождают для сторон правовых последствий, в частичности, права требования оплаты соответствующего действия (ст. 8 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, ст. 1109 ГК РФ).

Любое несоблюдение процедуры, установленной Законом № 44-ФЗ от 05.04.2013, в сфере государственных (муниципальных) нужд, является незаконным.

6. Нарушение условий госконтракта.

Законом предусмотрена обязанность по оплате неустойки (штрафа, пени) в случае нарушения условий госконтракта любой из сторон договора (п. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, Постановление Правительства РФ № 1063).

При этом, сам государственный контракт может не предусматривать никаких неустоек и штрафов, а условие о неначислении неустойки - является недействительным, как нарушающее требование закона.

Вместе с тем, государственный контракт может предусматривать большую сумму неустойки, чем указано в п. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, в соответствии со ст. 332 ГК РФ. Данное условие является совершенно законным и обязательным к исполнению сторонами.

При разрешении спора судом, к сумме начисленной неустойки разрешается приминение положений ст. 333 ГК РФ.

Начисление и взыскании неустойки не освобождает сторону госконтракта, не исполнившую принятые на себя обязательства, от их выполнения и уплаты иных штрафных санкций, предусмотренных контрактом на основании положений ст. 330 ГК РФ.

При этом, закон допускает возможность взыскания штрафа за каждый случай нарушения условий государственного (муниципального) контракта.

В случае начисления неустойки по госконтракту в сфере энергоснабжения, расчет и начисление неустойки происходит в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», положения ст. 34 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 в данной части не применяются.

7. Последствия нарушения условий госконтракта.

Одной из мерой воздействия на недобросовестную сторону государственного контракта является внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Внесение в реестр осуществляется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.

Отказ антимонопольного органа от включения стороны в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжалован в судебном порядке.

Иные вопросы, в том числе касающиеся расторжения госконтракта, взыскания задолженности, а также штрафов, неустоек и пени разрешаются сторонами госконтракта или самостоятельно, путем заключения соглашений, не противоречащих требованиям закона, или в судебном порядке по общим правилам подсудности, как правило в Арбитражном суде.

Необходимо отметить, что в силу положений АПК РФ, по данным видам споров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в виде направления официальной претензии стороне контракта.
Окажут юридическую помощь профессиональные юристы
Мы знаем как защитить Ваши права! Телефон для записи: +7 966 172-22-66